Приветствую Вас Гость | RSS

Hiker. Время путешествовать.

Понедельник, 16.06.2025, 21:02
Главная » Статьи » Походные отчеты » Велопоходы

Веловылазка в нац. парк "Угра" Калужская обл. 30-31.05.2009 (ПВД)
Веловылазка в национальный парк «Угра». Калужская область. 30-31.05.2009г.

Как-то после майских праздников моему другу Сане пришла в голову идея съездить на велосипедах в национальный парк «Угра», что находится на юго-востоке Калужской области. Наверное, был очарован красотой этих мест, проплывая на байдарке в мае во время водного похода. Саня подкинул идею мне, а после весенней гонки Bike-off-road у нас как раз нарисовались свободные выходные. Сговорились по снаряге, Саня набросал в Ozi-Explorer точки на территории нац. парка и в окрестностях, я залил их в свой навигатор, распечатали пару листов карт и договорились о встрече.
Добираться из Москвы туда удобно на авто. В пт. утром я выехал из дома на работу на своей Astrе с велосипедом на крыше.

День первый. Суббота 30.05.09.

Проснулись в 05:10. Выехали в 06:00 от Сани с двумя великами на крыше. Ясно и тепло. Не забитая машинами Москва. По 3-му транспортному выскакиваем на киевскую трассу М3 и мчимся в сторону Калуги. Перед Апрелевкой немного постояли в пробках: строительство дороги, сужение. Но дальше дорога хорошая. В Калужской области, как мы оба подметили, кататься на авто приятно – дороги вполне приличные, а машин мало. К 10:30 въезжаем в Козельск.

Заглядываем в местный лабаз «Магнит», заполняем раскладку. Бросаем авто на охраняемой стоянке (3-й поворот в сторону Москвы налево от ж/д станции, точка GPS: N 54.038980, E 35.759860). Услуга – 50руб/сут.
В 11:30 навьючиваем рюкзаки и выезжаем в сторону деревни Дешовки. Название как-то само сразу бросилось в глаза на карте. Ясно. Мы так и не узнали у местных историю этого названия.

Из Дешовок асфальт, проходящий через сосновые леса, вывел нас в пос. Березичский стеклозавод. Перед заводом на развилке стоит интересный указатель-повозка из дерева с лавочкой и мужичком-извозчиком.

В окрестностях стеклозавода нашли заброшенный военный бункер. Видимо раньше здесь стояли ракеты типа «Тополя». Все вокруг изрыто окопами. Сейчас пусто. Разлитая кое-где на полу отработка наводит на мысль, что это какой-то подпольный гараж для разборки угнанных авто…

А вокруг великолепный сосновый лес. Дальше по асфальту уходим на юго-запад и в 1 км от стеклозавода пересекаем колею железной дороги, которой нет на нашей 2-км топокарте Калужской обл. Еще через 2 км асфальт заканчивается и дальше на юго-запад через весь нац. парк «Угра» идет старая добротная бетонка.

Переехали по мосту речку «Чепчик» и через 1 км решили свернуть направо на экологическую базу «Отрада».

По грунтовке через лес спускаемся вниз и через 2 км. выезжаем на поляну с домом. Дом обитаемый. Несколько молодых девушек и парней куда-то собираются. Останавливаемся поговорить. Заводим разговор с их руководителем. Ребята – студенты из Калуги и здесь на экологической базе у них что-то вроде практики. Выясняем, что дальше по тропе можно выйти (мы выехали) на луга, что тянутся вдоль берегов р. Жиздра и дойти до оз. Боровское. Съездили посмотрели Жиздру.

На лугах встречаются свежевытоптанные кабаньи тропы.

До озера не дошли, уперлись в крутой берег ручья, свернули назад к дому на поляне. А там оживление. Ребята собираются, за ними должен приехать автобус. Мы вскипятили чаю и пообедали. Сделали пару снимком на память с калужскими студентками и зажалели, что не приехали сюда вчера вечером ;0)

Пришла газель, и вся группа из 20 чел. с небольшими рюкзаками с легкостью туда уместилась. Следом отправились и мы назад на бетонку.
Проехали около 30 км. в полном безлюдье по территории нац. парка «Угра» и заповеднику «Калужские засеки». Ни одной машины и ни одного человека. Только дорога и нетронутый лес вокруг.

Бетонка упирается в перекресток дорог и за мостом по карте тянется еще ок. 3 км. ровно на юг.

Едем туда, чтобы потом свернуть на запад и по лесной дороге выйти на берега реки Вытебеть из заночевать там. Но сразу за мостом бетонные плиты куда-то исчезают и нам достаются 2 рыхлые песчаные колеи. Кое-как ползем по ним на юг. Мои колеса, обутые в бывалую и проверенную походами резину Schwalbe Maraphon XR изрядно буксуют на песке. Не успел переобуться в грунтовую резину. Зря! У Сани резина позубастее, он чувствует себя получше и держится впереди. Через 3 км. такой возни, не найдя подходящей своротки в лес, решили вернуться на бетонку и заночевать на берегах р. Вытебеть у дер. Заречье. В деревне узнали, что этот кусок бетонки уже несколько лет как разобрали под руководством местных властей и плиты куда-то продали. Увы, картографам этого неведомо…
Пока искали стоянку на берегах р. Вытебеть, нарезали по деревне пару кругов и, пожалуй, примелькались местным жителям. Саня предположил, что сегодня вечером мы будем предметом обсуждения не в одной семье. По дороге увидал пасущуюся во дворе корову и прикупил превосходного парного молока на утро.

Бабуля рассказала не мало интересного про эти края, про свое голодное трудовое послевоенное детство. Здесь до сих пор находят мины со времен войны. А у одной бабки изъяли пару противопехотных мин, которыми она капусту квасила – как груз использовала. Ходит легенда про пастуха, что нашел в лесу лет 40 назад тайный немецкий склад с продовольствием, шнапсом, коньяками и таскал оттуда всякого потихоньку, то бутылочку, то консерву. Никому этот склад не открывал. А потом неожиданно умер, да так и не рассказал никому где это место…
На левом берегу р. Вытебеть за дер. Дебрь у ручья Саня нашел отличное место для стоянки.


Рядом дрова, вода и живописный вид на поле (точка GPS: N 53.753890; E 35.614510). Искупались в ручье.
В лучах заходящего солнца поужинали под жужжание пикирующих майских жуков и проводили предпоследний день весны. Уснули оба как убитые мамонты в 23:30.

Пробег за день:
На авто – 265 км
На вело – 80 км.
Ср. скор. на вело – 15 км/ч.

День второй. Воскресенье. 31.05.2009.

Подъем в 7:40. Вылезаю из палатки и вижу дивную картину: на небе ни облачка, яркое солнце заливает все поле и рощи, птицы поют без умолку, рядом журчит ручей. «Речка, небо голубое, все оно мое, родное…»

Умываюсь, разминаюсь, бужу Саню, глянуть на эту красоту, готовим завтрак. К концу завтрака подтягиваются и местные обитатели. Сначала из-за ручья появляются любопытные козьи морды с козлятами, за ними пастух выгоняет на поле не менее любопытных коров.

Были попытки зажевать нашу палатку. В общем, и мы решили не засиживаться и, отмахнувшись от коров быстро собрали манатки. Пастух оказался приветливым и словоохотливым дедулей. Рассказал нам как молодым ходил «счастье искать» в окрестные деревни.

К 9:00 мы навьючили рюкзаки и отправились в путь. А путь на этот день мы наметили неслабый: д.Дебрь, д.Заречье, пос.Ульяново (райцентр), д.Крапивна, Мелихово, Яблочное – асфальт, дальше грунтовка на восток по территории заповедника «Калужские засеки» до дер. Ногая. Здесь заповедник уже граничит с Орловской областью. Из д. Ногая по грунтовке берем направление назад на север, на Козельск. Дальше почти везде по карте асфальт еще 70-80 км. Маршрут больше чем вчера, но и времени у нас больше чем вчера, думали мы. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
Из Заречья в Ульяново отличный асфальт. Летим. В райцентре Ульяново чисто и ухожено. Новый дом культуры с большим спортзалом. Два храма, но один разрушенный, не восстанавливается, лишь огорожен аккуратно забором.

Перед ним площадь, автостанция. Посмотрев Ульяново, направляется по асфальту на Крапивну. Дорога эта ведет на юг к нескольким деревням на границе с Орловской областью, и транзитного грузового транспорта здесь нет. Асфальт превосходный.

Через 5 км. Саня замечает небольшую табличку на обочине «Братская могила 500м». Сворачиваем посмотреть. В лесу, у просеки, на поляне маленький холм, окруженный соснами и березами. Надпись: «Здесь похоронены 300 солдат, геройски павших за освобождение Ульяновского района». И все. Ни имен, ни фамилий. Постояли. Вернулись на асфальт.

Дальше через Крапивну, Мелихово в Ягодное летим по асфальту. В деревнях все ухожено. Цветет сирень. Встречаются гнезда аистов. Когда-то был большой и, видимо, успешный колхоз «МИР». Сейчас техники не видно, но поля все-таки засеяны. От Ягодного за мостом через р. Вытебеть на восток уходит песчаная грунтовка. Чтоб ее, думаю я, буксуя в очередной раз. За кладбищем начинаются подъемы, местами вполне похожие на горные. Въезжаем на 1-2, 1-1. А дальше песчаная грунтовка петляет ок. 6 км. Перед д.Ногая дорога совсем разбита, с глубокими колеями, местами заросла. Лужи. Есть деревянные настилы из жердей. Внедорожник не выдержит. На авто не проехать. Есть следы от копыт и от колес повозки. К 13:00 въезжаем в деревню. Признаков жизни не наблюдаем. Похоже, последние люди ушли отсюда лет 5-6 назад. Все сильно заросло, трава почти по пояс, тропа еле видна. Дома без окон, покосились. Мостики через ручей совсем ветхие. Прежде чем перейти с груженым велосипедом, пробегаю сам налегке. И вдруг, о чудо! Встречаем красный таксофон «Россвязь». Подходим, снимаю трубку, работает! Вокруг крапива по пояс, но можно дозвониться хоть в Париж (точка GPS: N 53.569820; E 35.738730).

Ищем дорогу на север, на Кирейково, петляем по деревне и выходим в один обжитой двор. Трава скошена. Пес на цепи, стоя на будке звонко так нас облаивает.

Выходят хозяева. Не скрывая удивления, интересуются откуда мы тут взялись. Это одна семья, которая осталась жить в деревне. Живут круглый год втроем. Мать с отцом-старики, взрослый сын.


Когда-то здесь было 100 дворов. С развалом колхоза все разъехались. Угостили нас вкусным холодным домашним квасом, дали воды во фляжки и указали дорогу на Кирейково. Правда сами там не ездили уже несколько лет.


Прощаемся с гостеприимными хозяевами и идем на север искать дорогу на Кирейково. Идем по азимуту на 30°. На северном краю поляны дорога на карте заходит в лес. Но сразу за деревней дорога обрывается. Пробираемся через заросли молодых берез, по 2-3 м высотой. Метров через 200, увязнув в них основательно, решаем оставить велосипеды и сходить налегке в разведку. Запоминаю в GPS точку (N 53.578720; E 35.747630). Сверяем часы. Саня остается с великами, а я с компасом иду искать дорогу на Кирейково. По дороге к лесу поляна изрыта кабанами как трактором.
В лесу по азимуту обнаруживаю какой-то намек на дорогу в нужном нам направлении, но очень старую. Колея еле видна и часто завалена упавшими деревьями, но по компасу ведет в Кирейково. Прошел метров 100 и возвращаюсь к Сане по треку, записанному GPS, который местами теряет спутники. Берем велосипеды и идем в лес. Снимаем велорюкзаки, закидываем их за плечи. Так идти по лесу легче. Я даже снял педали, чтобы не мешали идти. Через 1,5 часа такого хождения дорога совсем растворяется в лесу. А до Кирейково еще не меньше 8 км. На часах 16:30. Понимаем, что своим ходом сегодня в Козельск уже не попадем. Начинаем чесать репу. И решаем повернуть назад, вернуться на асфальт знакомой дорогой, а оттуда до Ульяново. Из Ульяново в Козельск придется брать такси.
Первоначальный маршрут на сегодня оказался слишком амбициозным. Да и карта преподнесла сюрпризы. Так и решили.
Едем (идем) без обеда и для поддержания сил выпили баночку энегретика Burn. Помогло. Я взбодрился. Как только повернули назад, поняли, что совсем потеряли еле заметную дорогу. Решили не терять времени и назад пошли напрямик по азимуту через овраги и буреломы. GPS и компас четко вели к последней записанной точке. С привалами, но назад вышли быстрее. Закончился лес и мы на поляне. Прошли еще около 1 км и справа обнаружили ту самую лесную дорогу на Кирейково – четкие колеи от трактора. Дорога не проезжаемая везде на вело, т.к. сильно заросла травой, но уверенно проходимая велопешком. Обидно ошиблись в ориентировании всего на каких-то 50-100 м. На карте она, казалось, заходила в лес правее.
Но времени уже нет. Надо возвращаться. Не заходя в деревню пошли на асфальт. По дороге ополоснулись в ручье проверили на себе клещей. Повезло, не нацепляли, но по одежде лазили.

Уже затемно вернулись в Ульяново.

Местные ребята на площади дали тел. такси. Вызвали. Разобрали велосы и погрузились в 14-ю Ладу. С рюкзаками все влезло, но одному из нас пришлось ехать сзади по-индийски. Услуга – 800р.

К полуночи приехали в Козельск к нашей машине. Выгрузились и стали собираться назад в Москву.
По ночным дорогам к утру въехали в столицу. В 4:30 утра на 3-м транспортном кольце отключили уличное освещение. Приехали домой засветло, отвалились спать и через 3 часа поднялись на работу.

Парк «Угра» очень понравился! На вело надо ехать!

Пробег за день:
На вело – 87 км;
Ср. скор – 14,5 км/ч
На авто – 265 км.

26.06.2009
Георгий Макухин - текст
Александр Пилюгин - фото

Категория: Велопоходы | Добавил: Gosmos (30.06.2009)
Просмотров: 2598 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 solohiker  
0
Гоша, спасибо за компанию! Как всегда, фотографий из "самой задницы" нет. Не до фотографирования, когда пол дня ломишься через бурелом и овраги с великом наперевес. Ох и материл я тогда твой чертов азимут! cool

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]